Главный ресурс российского Крыма

Второй раз в своей истории Крым официально отмечает День народного единства вместе со всей Россией. Неофициально – отмечал и в прошлые годы, потому что исторически, культурно и ментально наш многонациональный полуостров всегда оставался частью России.

Народное единство – основа наших побед. Так было всегда. И в 1612 году, когда народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским изгнало интервентов из Москвы, положив конец Смутному времени. И в 1812-м, когда наши славные предки разбили «армию двунадесяти языков» и гнали Наполеона до самого Парижа. Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда наши отцы, деды и прадеды свернули шею еще одному претенденту на мировое господство, и в дни Крымской весны, положившей конец украинской аннексии.

В мартовские дни 2014 года руководство Крыма получило огромный кредит доверия крымчан. Без доверия никакие преобразования невозможны в принципе - и в дни исторических решений, и в ходе поступательного развития. По большому счету, все действия власти на всех уровнях должны быть направлены на сохранение и укрепление народного доверия — это наш главный общественный ресурс. 

 

Качество власти и информационная война

 

Тот факт, что за год только на имя главы республики поступило более 100 тысяч обращений граждан, я расцениваю как один из важных показателей уровня доверия моих земляков.

Такой активности не было никогда. В украинские годы граждане и власть существовали в разных измерениях. Государство хронически не выполняло своих обязательств, и на него просто махнули рукой. Как можно требовать чего-то от пустого места? Никто и не требовал.

После воссоединения Крыма с Россией ситуация в корне изменилась. Люди видят реальную заинтересованность и поддержку государства, они больше не чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и возлагают на государство большие надежды.

С другой стороны, вырос и уровень требований крымчан к качеству работы власти. Наши недоработки и ошибки рассматриваются под микроскопом и получают большой общественный резонанс.

Это нормально. Тем более, что Крым – особый регион России, и к нему приковано пристальное внимание общественности, средств массовой информации, в том числе, зарубежных. Крым сегодня символизирует высочайший подъём патриотического движения в России. Ожидание от Крыма со стороны россиян весьма высоки, мы чувствуем, как вся страна следит за переменами, которые происходят на полуострове.

Главное – чтобы критика власти была конструктивной. И основывалась на реальных и доказанных фактах, а не на информационных вбросах из-за Перекопа и сплетнях, исходящих от людей, которые по своей собственной вине остались за бортом общественно-политической жизни полуострова.

Замечу, что критика крымчан в наш адрес по большей части является формой поддержки руководства республики. Люди активно реагируют на события, пытаясь помочь - кто советом, кто конкретными предложениями по решению конкретных проблем.

В то же время, мы понимаем, что Крым стал одним из основных театров информационной войны против России. Организаторам информационных атак не нужны ни серьезный анализ процессов, происходящих в экономике и социальной сфере полуострова, ни объективные социологические исследования. Им нужны слухи и сплетни. Их «фирменный стиль» — ложь, дешевая конспирология, навешивание ярлыков. Их системная задача – подорвать доверие крымчан к власти, дискредитировать процесс преобразований в российском Крым, разрушить народное единство.

Мы, со своей стороны, открыты и для СМИ, и для общества.  Нынешнее правительство республики – самое открытое в истории Крыма. Заседания Совмина транслируются в прямом эфире. Практикуются и другие формы общественного диалога, такие как прием граждан по месту жительства, выездные заседания в регионах по конкретным проблемам.

Портал правительства стал одним из самых посещаемых интернет-ресурсов в Крыму. Работает интернет-приемная Совета министров, куда может напрямую обратиться любой гражданин. Страницы Главы Республики в социальных сетях Фэйсбук, Твиттер, Инстаграмм собрали около 100 тысяч подписчиков.

Практически на каждом заседании Совета министров мы проводим анализ решения проблем, изложенных в обращениях граждан. Я учитываю это, в том числе, и при принятии кадровых решений.

Думаю, что каждый крымчанин при желании может самостоятельно и без навязчивых посредников сделать выводы об эффективности работы власти.

Вопреки санкциям и блокаде

О позитивных изменениях, которые уже произошли в экономике и социальной сфере Крыма, я подробно говорил в отчете Правительства республики за полтора года.  Сейчас назову только несколько цифр.

Зарплаты врачей, учителей, работников культуры и социального обеспечения увеличились более чем в два раза, научных сотрудников – более чем в три раза.

Уровень зарегистрированной безработицы снизился более чем в два раза. В то же время, потребности предприятий в рабочей силе выросли почти в три раза.

Несмотря на все сложности, мы вышли на среднероссийские показатели финансирования таких важнейших сфер как здравоохранение, образование, социальная защита. 

В этом году в бюджет республики уже поступило на треть больше средств, чем за аналогичный период прошлого года. Существенное увеличение доходов бюджета позволило впервые за много лет приступить к модернизации объектов социальной сферы.    

Приведу несколько конкретных примеров.

В прошлом году почти 70 тысяч крымчан, проживающих в сельской местности, обеспечены стабильным водоснабжением. Не надо объяснять, насколько это важно для Крыма.  Девять населенных пунктов с населением более 14 тысяч человек получили газ. Для этого надо было проложить около 100 километров газопроводов. Отремонтировано более 120 социальных объектов – школ, детских садов, учреждений здравоохранения, домов культуры, в первую очередь, на селе.

В нынешнем году объем бюджетных ассигнований, направляемых на объекты социальной инфраструктуры, увеличен почти в три раза. Благодаря этому еще более 180 тысяч крымчан будут до конца года обеспечены стабильным водоснабжением. Также мы планируем завершить реконструкцию еще 45 учреждений образования. 

Модернизация социальной инфраструктуры идет в каждом городе и поселке Крыма.

И это при том что Крым развивается в условиях беспрецедентного внешнего давления, настоящей экономической войны. Водная и транспортная блокада со стороны Украины, западные санкции – враги России и Крыма рассчитывали, что все это приведет к коллапсу экономики и социальной сферы полуострова.

Их планы провалились.

Точно так же провалились и «торговая блокада» полуострова, устроенная украинской политической шпаной, и энергетический шантаж с подрывом опор линий электропередач на сопредельной территории. Первая навредила не крымчанам, а украинскому бизнесу, который несет миллионные убытки; второй – ускорил строительство энергомоста через Керченский пролив и интеграцию полуострова в Единую энергосистему России. Первый этап этой работы будет завершен в декабре текущего года.

Успехи в экономике, социальной сфере, да и во всех отраслях, во многом зависят от межнационального мира и согласия. Не будет этого – не будет единства, а значит, не будет ничего, никаких преобразований, никакой модернизации.

На примере Украины мы видим, куда могут завести государство идеи национальной исключительности и ненависть, возведенная в ранг государственной идеологии. Процветающий Донбасс разрушен и залит кровью, страна разорена.

На протяжении многих лет Крыму предрекали судьбу Косово и других горячих точек. И нельзя сказать, что эти прогнозы были беспочвенны. Конфликтный потенциал накапливался на полуострове с начала девяностых годов. Киев сознательно поддерживал высокий уровень напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях. К марту 2014 года Крым находился на грани открытого конфликта, который был предотвращен только благодаря вмешательству России.            

За полтора года ситуация в межнациональных отношениях существенно улучшилась. По данным социологов, почти 90% опрошенных крымчан считают, что на полуострове нет межнациональных проблем. Тем не менее, ситуация в этой чувствительной сфере требует постоянного внимания.

Вызовы и ответы

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Крым не только справился с внешними и внутренними вызовами, но и встал на путь устойчивого развития. Без поддержки Президента и Правительства России, российских регионов это было бы невозможно.

Факты, которые свидетельствуют о повышении уровня жизни, уже воспринимаются крымчанами как обыденность. На первый план выходят новые проблемы и новые вызовы. Как рутинные, так и стратегические.

Например, одна из серьезных комплексных проблем связана с ситуацией в крымской промышленности. До сих пор не удалось в полной мере загрузить заказами часть предприятий крымского ВПК. Загрузка некоторых из них не превышает 40%. Совет министров Крыма работает над решением этого важнейшего вопроса в тесном контакте с Правительством России. 

Водная блокада ударила не только по сельскому хозяйству, но и по химическим гигантам Северного Крыма, которые использовали воду Северо-Крымского канала для технических нужд. Для водоснабжения этих предприятий были пробурены около 20 скважин, из которых сейчас подается техническая вода. Но положение все равно непростое. Между тем, «Крымский Титан» и «Крымский содовый завод» являются градообразующими для Армянска и Красноперекопска, расположенных в северной части Крыма вблизи границы с Украиной.

Развитию сельскохозяйственной отрасли республики мешает ряд проблемных моментов, которые невозможно разрешить без изменения федерального законодательства.  Совет министров внес свои предложения — около 50 поправок в федеральные нормативно-правовые акты.  Они касаются получения различных сертификатов, прохождения услуг, размежевания, налогообложения сельхозпроизводителей и т. п. 

Еще один важный вопрос — государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день она недостаточна для того, чтобы сколько-нибудь заметно улучшить бизнес-климат. А ведь эта сфера является одной из основных в крымской экономике, в ней занят фактически каждый четвертый работающий крымчанин.

Мы внесли в федеральные органы власти ряд предложений, которые касаются увеличения господдержки предпринимательства, упрощения процедур открытия и закрытия бизнеса, снижения нагрузки на бизнес со стороны контролирующих органов.

Есть сложности и с привлечением инвестиций. Ряд крупных российских банков и предприятий не спешат приходить в Крым, опасаясь западных санкций. Качество обслуживания инвесторов также пока не соответствует мировым стандартам. Причина этого – в том числе, и в недостатке профессионально подготовленных кадров. В Крыму никто и никогда не занимался подготовкой специалистов инвестиционной сферы, хотя в мире этому уделяется очень серьезное внимание.

Общий объем инвестиций по уже заключенным договорам по итогам 8 месяцев 2015 года превысил 44 миллиарда рублей (в рамках Свободной экономической зоны – порядка 50 миллиардов). Среди наиболее крупных проектов — реконструкция крымских ТЭЦ, создание винодельческого предприятия в Симферопольском районе, строительство цементного завода в Керчи, обувной фабрики в Евпатории, а также модернизация знаменитого керченского судостроительного завода «Залив».

Мы считаем приток инвестиций недостаточным и принимаем дополнительные меры для привлечения инвесторов. Так, только в октябре текущего года Совет по улучшению инвестиционного климата при правительстве республики согласовал четыре инвестиционных проекта в промышленной и туристско-рекреационной сферах на общую сумму около двух миллиардов рублей.

Одной из самых болезненных социальных проблем является рост цен. В этом смысле Крым, к сожалению, опередил другие российские регионы. Отчасти это связано с дорогой логистикой, но только отчасти. В ряде случаев на цены влияет желание торговцев, воспользовавшись ситуацией, получить сверхприбыль. Но Крыму нужна рыночная экономика, а не экономика жадности.

После проверок, организованных правительством республики и штрафов цены несколько снизились. Однако правовых рычагов для прямого влияния на ценовую политику у Совета министров нет. Возможно лишь косвенное воздействие.

Одним из механизмов такого воздействия стала реализация проекта «Покупай крымское!». С начала 2015 года в рамках проекта проведено около 4 тысяч ярмарок и расширенных продаж во всех городах и районах полуострова. Цены на ярмарках на 15-20% ниже рыночных.

«Кадровый голод» и борьба с коррупцией

Один из самых важных и сложных вопросов – кадровый. Правительство работает в экстремальных условиях. И, к сожалению, не всегда уровень управленцев соответствует масштабу стоящих перед Крымом задач. Нам приходится на ходу переформатировать команду. Ротация кадров будет продолжаться. Это естественный процесс.

Условия для возникновения «кадрового голода» возникли не сегодня и не вчера. При Украине кадровая политика строилась на кумовстве, коррупции, землячестве. Профессионалы просто выдавливались из структур государственного управления, подготовке специалистов не уделялось внимания, престиж государственной службы упал.

Сегодня у нас 500 вакансий в республиканских органах власти, 1600 – в муниципалитетах. Но идти работать на эти места мало кто хочет. Плюс есть требования закона к квалификации людей, поступающих на госслужбу. Если следовать этим требованиям, мы должны, образно говоря, брать орденоносцев, которые успешно отработали по пять лет. Где их взять?

Отдельный вопрос – кадры с материка. У нас успешно работает немало специалистов из Москвы и других регионов, в том числе, и в правительстве. Я считаю, это позитивная тенденция. Крым нуждается в профессионалах. Но именно в профессионалах! Оценка и подбор кандидатов идут постоянно. Во всех регионах Крыма идёт настоящая борьба за квалифицированные кадры.

Убежден, что решение проблемы - в реализации проектов подготовки и переподготовки собственных управленцев. Мы заинтересованы в плотном сотрудничестве с ведущими российскими институтами государственного управления. Совет министров готов предоставить площадки для решения задач по переквалификации госслужащих по высоким российским стандартам в сфере государственного управления. Это, в частности, Крымский федеральный университет, Крымский базовый центр имени Владимира Даля в Евпатории.

С качеством кадров связан и другой важнейший вопрос реализации нашей политики – противодействие коррупции.

За прошедшие полтора года ряд чиновников и депутатов были отстранены от исполнения своих обязанностей и задержаны по обвинению в коррупции. Это вызвало большой общественный резонанс. Люди возмущены: Крым вернулся в Россию не для того, чтобы жулики продолжали воровать по старым схемам, но с новым масштабом! Негодуют и крымские чиновники: из-за некоторых, с позволения сказать, их коллег, тень падает и на тех, кто работает добросовестно.  

Как глава республики, я это возмущение понимаю и разделяю. О коррупции в Крыму говорил Президент России в ходе августовского совещания по вопросам безопасности, которое прошло на полуострове. Выступление главы государства стало дополнительным стимулом для всех структур, ответственных за противодействие этому злу. 

По данным прокуратуры республики, за девять месяцев 2015 года было рассмотрено более 90 уголовных дел, связанных с коррупцией. Среди обвиняемых – сотрудники правоохранительных органов, медики, чиновники органов государственной власти и местного самоуправления.

Более 20 уголовных дел возбуждено по материалам Комитета по противодействию коррупции, который действует в структуре Совета министров. 44 должностных лица я освободил лично, не дожидаясь возбуждения уголовных дел.

Последние события в разных регионах России, связанные с арестом и даже убийствами чиновников разных уровней, ясно показывают, что коррупция была и остаётся серьёзной проблемой. В борьбе с этой болезнью, разлагающей общество и подрывающей доверие к власти, нужен системный подход, а не «точечные удары». Очень важна совместная работа исполнительной и представительной власти, правоохранительных органов, структур гражданского общества. У нас налажено хорошее взаимодействие в этом вопросе с МВД, ФСБ, прокуратурой, Следственным комитетом.   

Мы понимаем, что коррупция расцветает там, где для этого есть условия — закрытость органов власти, сложность и непрозрачность бюрократических процедур, очереди в государственных учреждениях. 

Нам, во-первых, необходимо целенаправленно и системно работать над искоренением условий, порождающих коррупцию. Во-вторых, труд людей, которые работают на государство, должен оплачиваться достойно. Серьезным сдерживающим фактором, безусловно, является и неотвратимость наказания. Также необходимы, с одной стороны, система защиты заявителей, а с другой — ответственность за предоставление заведомо ложной информации.

Все это позволяет создать эффективную систему общественной безопасности.

Процесс очищения органов власти, который начался сразу после воссоединения Крыма с Россией, будет продолжаться и дальше. Этот процесс и впредь будет гласным, и открытым.  Это я гарантирую.

Повторюсь: единство и доверие крымчан – это главный ресурс российского Крыма.

Крымчан поддерживает вся многонациональная Россия. Мы ощущаем огромную поддержку Президента и Правительства нашей страны. Мы связываем с именем Владимира Путина возрождение России как великой мировой державы. Наш Президент является признанным лидером нации, символом российского единства!

В заключение я хотел бы поблагодарить своих земляков за терпение и понимание, за патриотизм и самоотверженный труд!

С Днем народного единства, Россия! 

 

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов