Выводы и предложения по итогам Международной научно-практической конференции «Принципы права народов на самоопределение, невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности государств в современном мире»

МГИМО (У)                                             Москва, 15 февраля 2022 года

По итогам состоявшейся 15 февраля 2022 года в Московском Государственном Институте Международных Отношений (Университета) МИД России Международной научно-практической конференции «Принципы права народов на самоопределение, невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности государств в современном мире» участники конференции подчеркивают, что одним из главных конфликтогенных и нерешенных до настоящего времени вопросов, не урегулированных, в том числе, документами ООН, является соотношение и приоритетность применения двух базисных принципов международного права – принципа территориальной целостности государств и права народа на самоопределение.

Существующая между ними коллизия ведет к произвольным трактовкам, основанным на субъективных геополитических интересах различных стран мира, являясь одной из главных причин конфронтации и возникновении конфликтов в современном мире, что, в частности, приводит к появлению непризнанных государств, способствует ущемлению прав национальных меньшинств, создает прямую угрозу для жизни граждан, безопасности и мира.

Ситуацию усугубляет неприкрытое стремление ряда государств использовать собственные ресурсы для вмешательства во внутренние дела иных государств, привлекая для этого различные, порой граничащие с преступными, методы, вплоть до провоцирования переворотов и войн на территории других стран.

Полностью осуждая данную негативную практику и в целях выработки единообразного толкования и подхода к реализации указанных принципов международного права, участники конференции предлагают:

- Четко определить механизм реализации указанных принципов, взяв за основу соблюдение базисных прав национальных меньшинств, подробно прописанных в соответствующих международных конвенциях. Общеизвестно, что национальные меньшинства обладают набором таких прав. Это право на собственный язык, удовлетворение духовных (религиозных) потребностей, получение образования на родном языке в государственных образовательных учреждениях, использование средств массовой информации на родном языке, на управление территориями, на которых они проживают и составляют большинство, на равное представительство в органах власти страны проживания и др. Эти права особенно актуальны и важны в ситуациях, когда речь идет об автономных территориальных образованиях, имеющих собственные органы власти, а также в случаях, когда возникает угроза этнической чистки или военного конфликта.

- Выступить с инициативой дальнейшего совершенствования и закрепления в документах ООН и других международных организаций порядка реализации вышеуказанных принципов международного права в конфликтных ситуациях, связанных с грубым нарушением прав, свобод и законных интересов национальных меньшинств, исходя из следующего. Представляется, что, когда базисные права национального меньшинства соблюдаются, должен применяться принцип уважения территориальной целостности государства. Когда грубо и массово нарушаются – должен вступать в силу принцип права народа на самоопределение. Обязательным в таких случаях для принятия решения должно быть применение демократического механизма определения воли народа, проживающего на территории конкретного автономного или административного образования, путем организации референдума, проводимого для его жителей с участием международных наблюдателей.

- Добиться признания на уровне международных организаций, что в случаях, когда под угрозой находятся базовые права человека – такие, как право на жизнь, как, в частности, в ситуации с реальной угрозой этнической чистки на Крымском полуострове и развязывания гражданской войны в начале 2014 года, – право народа на самоопределение должно приобретать императивный характер. Для этого предлагаем направить соответствующие выводы и предложения в Министерство иностранных дел РФ, а также в международные организации – ООН и ОБСЕ, занимающиеся данной проблематикой.

Подчеркиваем, что только решение вопроса в таком формате способно урегулировать существующие противоречия в международных отношениях, дать возможность объективно и единообразно рассматривать многочисленные ситуации с самоопределением народов, защитить и спасти многие человеческие жизни, предотвратить конфликты и достичь всеобщего мира и согласия.