Крымский ключ к новому мироустройству

75 лет назад после кровопролитной мировой войны человечество осуществило переход к новой исторической эпохе.

Ключом к этому переходу стали решения Ялтинской (Крымской) конференции 1945г., определившие принципы последовательного мироустройства и основной механизм поддержания международного мира и безопасности, а также сотрудничества между государствами в лице Организации Объединенных Наций.

Сегодня, в условиях идущей полным ходом мировой гибридной войны, нарастания глобальной нестабильности и грядущего экономического и социального кризиса, акселератором которого стала пандемия коронавируса, крымский ключ к новому миропорядку вновь в руках у России.

Именно Крым, Крымская весна стали переломным моментом в переходе России к отстаиванию своих суверенных прав, решению проблем разорванного на части русского мира, начала собирания своей цивилизации, ядром которой она была на протяжении веков[1].

Мир без цивилизаций сродни обществу без института семьи. Индивидуумы нетрадиционной ориентации, сбивающиеся в собственные агрессивные сообщества, это то же самое, что и появившиеся в последние годы «страны нетрадиционной ориентации», такие как Украина, Грузия и ряд других, отказывающиеся от своих цивилизационных ценностей, теряющие собственную идентичность и обрекающие свои народы на историческое бесплодие и перспективу небытия. Поэтому считаю важным ввести в научный оборот термин «страны нетрадиционной цивилизационной ориентации».

Влияние цивилизационных ценностей на развитие экономического потенциала хорошо представлено как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Культура как система общественного программирования определяет и национальные приоритеты в хозяйственной и социальной деятельности государства. Все эти теории исходят из необходимости анализа состояния экономической, социальной, политической, других сторон жизнедеятельности людей. В цивилизации, в определенной системе развития общества, как в целостной системе, взаимно переплетены, дополняя друг друга материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура[2].

Именно в связи с крымскими событиями 2014 г. в нашем обществе воскресло осознание того, что мир идет к новой эпохе, в которую России нельзя вступить в состоянии раздвоенности и разделённости, непризнания самих себя, как это происходит в отношении выстоявших в тяжелейших испытаниях частях русского мира в Приднестровье и на Востоке Украины. Нельзя и дальше игнорировать наглое, более чем четвертьвековое попрание прав коренного русского народа в Прибалтике, закрывать глаза на судьбу наших отрезанных в одночасье вместе с родной землей соотечественников, оказавшихся в дрейфующих в иные цивилизации государствах, переходящих на чужие коды самоидентификации (например, с кириллицы на другие алфавиты) и уносящие своим потоком миллионы несогласных с этим людей  многонационального русского мира.

Ускоренный пандемией ход исторических процессов требует от России откровенного диалога с нашими евразийскими друзьями, если они таковыми остаются, о недопустимости шагов, меняющих их традиционную ориентацию.

Весьма важно всесторонне оценить как развивается в период глубинного кризиса, окружающий нас мир и определить собственные приоритеты и цели, основываясь на долгосрочных национальных интересах.

Сегодня абсолютно очевидно, что разделение на отдельные государства исторической России, называвшейся в последние десятилетия СССР, было юридически неподготовленным, политически и исторически ошибочным актом. Многонациональные общества большинства из т.н. новых государств, образованных вследствие волюнтаристских действий руководителей трех из 15 республик СССР, не были готовы к его роспуску, о чем свидетельствуют многочисленные, в т.ч. военные конфликты, трудно поддающиеся урегулированию и приведшие ряд постсоветских государств на грань распада. Можно с уверенностью прогнозировать, что эти процессы буду продолжаться и далее, если цивилизационное единство нашей семьи не будет восстановлено.

Как становится очевидно, из кризиса жизнеспособными выйдут либо государства – цивилизации (Китай, Индия), либо те, кто сможет обустроить и укрепить свои «цивилизационные гнезда». В их числе будет и Россия, если сможет восстановить свое частично разоренное «цивилизационное гнездо», консолидировать его и сформировать четко ориентированную на национальные интересы страны элиту. Роль и необходимость привлечения элиты для восстановления экономической мощи государства довольно хорошо исследованы[3]. Считаю необходимым подчеркнуть лишь некоторые условия, которым она должна соответствовать.

  1. Она должна быть способной обеспечить технологический прорыв. При этом необходимо отказаться от навязанных нашей стране и тормозящих ее развитие бесчисленных бюрократических процедур, препятствующих скорейшей реализации жизненно важных проектов, пересмотреть в этой части многочисленные регламентации (как сказал Президент В.В. Путин «всякие там СНИПы, хрипы» и пр.). Особенно это касается таких сфер, как искусственный интеллект, цифровые, блокчейн- и криптовалютные технологии, о которых мы говорим уже не один год, как реализация прорывных инженерных и строительных инфраструктурных проектов. Но вместе с тем нельзя допустить кибернетического «обесчеловечивания» общества, его превращения в придаток компьютерных устройств, в существ, которые лишены способности обретать знания, оценивать и анализировать происходящее, делать собственные выводы. Иными словами, в предстоящий трудный, а в социальном плане взрывоопасный период, элита, обладающая мудростью и жизненным опытом, должна суметь перевести экономическую и социальную жизнь страны на мобилизационные рельсы нового типа.
  2. Этой управленческой элите предстоит обеспечить справедливое распределение в интересах всего общества, а не отдельных экономических групп и структур, национального богатства страны, не допустить отчуждения народа и общества от власти, т.е. обеспечить народовластие через укрепление демократических процедур и причастность людей к принимаемым решениям.
  3. В рамки этой политической логики вписывается скорейшее единовременное и консолидированное начало работы во вновь обретенном Крыму, как неотъемлемой части России и нашем сакральном источнике силы, крупнейших национально ориентированных и созданных с участием государства банков, корпораций и организаций, что является краеугольным камнем обеспечения территориальной целостности России в ее конституционных границах.

Без этого рассчитывать на международное признание российского статуса Крыма, а следовательно, и целостности страны, как показывает наш шестилетний опыт после Крымской весны, не приходится. Элита страны не имеет права предавать решения, принятые государством и народом, о том, что Крым наш и точка.

Вышеназванными задачами разумеется, перечень системных мер, обеспечивающих вхождение России в новую историческую эпоху в качестве субъекта! мировой политики не исчерпывается. Но без их реализации «крымский ключ» к новому мироустройству, полученный Россией ценой немалых усилий, останется неиспользованным.

Г.Л. МУРАДОВ.

к.и.н., член-корреспондент РАЕН,
Постоянный Представитель
Республики Крым при Президенте РФ-
Заместитель Председателя
Совета министров Республики Крым.



[1] В.В.Путин. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173

[2]  Н. Д. Данилевский (1822—1885) выделял 10 типов исторически сменяющихся цивилизаций; немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) выделял восемь изолированных между собой культур (цивилизаций) с предположением о рождении русско-сибирской культуры; английский историк А. Тойнби (1889—1975) трактовал историю человечества как кругооборот сменяющихся локальных цивилизаций, каждая из них проходит аналогичные стадии — возникновения, роста, надлома и разложения. Движущей силой развития цивилизаций он считал «творческую элиту», увлекающую за собой «инертное общество», и видел прогресс человечества в духовном совершенствовании.

[3] Анализировали особый социальный слой общества с позиций различных концепций и теорий элит от "демократического господства элит" до "критической теории элит" П.Бахрах, Т.Боттмор, Т.Дай, Р.Даль, Х.Зиглер, У.Корнхаузер, Г.Лассуэлл, М.Марджер, Р.Миллс, М.Паренти. Особенно хочу отметить следующие работы: Джозеф Стиглиц. О российских протестах и глобальном «кризисе госуправления» http://www.golos-ameriki.ru/content/stiglitz-comments-2012-03-22143771756/664223.html. Глазьев С.Ю. (2020). О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса// www. yaltapeace.ru