Санкции: опасный путь к конфликту

Вопрос о вредоносном и деструктивном характере различного рода все чаще применяемых государствами санкционных мер для мировой торговли и международных отношений в целом стал предметом активных дискуссий на международных конференциях и в средствах массовой информации, в международных организациях и в экспертном сообществе.

Евросоюз, запустивший против России в 2014 году маховик объемных и расширяющихся санк­ций, не представлял себе, что вскоре сам станет их жертвой, в том числе со стороны союзника в лице США.

В повестке дня сегодняшних дискуссий выделя­ются три главные темы.

Во-первых, речь идет об экономических по­следствиях незаконной санкционной политики за­падных стран. Абсурдность этой политики против России очевидна. Россия имеет не только сильную и стабильную экономику, но и фактически явля­ется ресурсной базой Европы. Это выглядит так, будто европейцы сами закрывают дверь в свою кладовую, лишая себя самых необходимых для соб­ственного развития ресурсов и разрушая те основы экономического сотрудничества с Россией, которые им важны не в меньшей степени, чем нашей стране.

При этом важно иметь в виду, что контрмеры российской стороны в отношении Евросоюза были абсолютно символическими и коснулись только сельскохозяйственного сектора. Это обстоятельство позволило нам быстро развить наше собственное сельскохозяйственное производство.

В соответствии с нашими оценками, урон эко­номике Европы нанесен почти в пять раз больший, чем России (50 млрд долларов США убытков для нас и примерно 240 млрд долларов — для европей­ских стран).

Более того, политика санкций разрушает всю мировую экономику, подрывает принципы работы Всемирной торговой организации.

Во-вторых, санкции, с политической точки зре­ния, ведут к нестабильности и тупику в междуна­родных отношениях. Они могут стать причиной конфронтации между вовлеченными в них государ­ствами и привести к реальным конфликтам. Во вся­ком случае, с исторической точки зрения, политика экономического удушения государств много раз заканчивалась войнами и разрушениями. Действи­тельно ли мы этого хотим? Конечно же, нет! Вот по­чему мы называем эту политику тупиковой.

Третий аспект — гуманитарный. Политика санкций влияет на уровень и качество жизни на­ших народов. Практическими результатами этой политики являются рост безработицы, социальной напряженности и падение реальных доходов насе­ления.

Яркой демонстрацией этой бесчеловечной поли­тики являются санкции против Сирии, борющейся с международным терроризмом, а также против Ве­несуэлы, отстаивающей свой суверенитет и выступа­ющей против вмешательства в ее внутренние дела.

Что касается нашей страны, то организаторы санкций забывают о мощной жизнестойкости Рос­сии, обладающей всеми природными ресурсами и производственными возможностями. Наша вы­носливость намного выше, чем у Европы. Ей хорошо известен наш исторический опыт и традиции дол­говременного выживания и самостоятельного разви­тия в условиях различного рода блокад и санкций.

Что касается российского Крыма, где, как утвер­ждают некоторые на Западе, «Россия оккупировала русских», то здесь со стороны Евросоюза, Украины, США и их сателлитов была предпринята попыт­ка организовать его тотальную блокаду. Эти меры планировались как наказание крымчан за «непра­вильное» голосование на абсолютно легитимном референдуме 2014 года за воссоединение с Россией (около 97% населения высказалось за это). Как из­вестно, именно референдум является наиболее де­мократическим способом волеизъявления народа. Он прошел в полном соответствии с Конституци­ей входившей в Украину Автономной Республики Крым и Конституцией самой Украины (ст. 138.2), предусматривающей право крымчан на проведение собственных референдумов.

Организаторы масштабных антикрымских санк­ций должны понимать тщетность попыток блоки­ровать один-единственный регион такого мощного государства, как Россия. Доказательством бессмыс­ленности этой политики является стремительное по­следующее развитие Крыма при поддержке Россий­ской Федерации в условиях незаконных санкций.

В связи с транспортной блокадой Россия постро­ила автомобильный и железнодорожный мосты, а также современный Симферопольский междуна­родный аэропорт, один из лучших на юге России. В ответ на подрыв украинскими националистами линий электропередач, поставляющих в Крым 80% электроэнергии (а это произошло в зимнее время), Россия сразу же доставила на полуостров сотни электрогенераторов, после чего был построен энер­гомост из ближайшего к Крыму региона России. Наконец, сейчас мы завершили строительство двух крупных электростанций на самом полуострове. Этот список примеров неэффективности антикрымских санкций можно еще долго продолжать. Их об­щим результатом стал 50%-ный рост за два года валового регионального продукта в нашей респу­блике, а также значительный рост туристического потока на полуостров, дающий серьезные доходы нашему бюджету.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что режим санкций в целом бесполезен и вреден для всех стран и народов, вовлеченных в эту трагиче­скую игру. Мы должны принять решительные меры, чтобы остановить его и вернуться к плодотворному конструктивному сотрудничеству между Европой и Россией на благо нашего взаимовыгодного сотруд­ничества.

В этом плане хорошую возможность партне­рам России, желающим восстановить и укрепить с ней конструктивное сотрудничество, предоста­вит VI Ялтинский международный экономиче­ский форум, который состоится в апреле 2020 года в Крыму. Он призван пригласить все здравомыс­лящие силы к объединению усилий в построении новой позитивной повестки дня для нашего обще­го процветания.