«Пришло время думать», - выступление Г.Л.Мурадова в Дипломатической академии МИД РФ. 17.12.2019

Обращаясь к молодым слушателям Дипломатической академии, отмечу, что сегодня мы оставляем вам неспокойный турбулентный мир. Пришло и для вас время думать и размышлять о будущем. Нужны разработанные молодым поколением стратегии, реализация которых позволит обеспечить вам будущее – свое, ваших детей и следующих поколений. Это и мы, в свою очередь, старались делать на протяжении своей жизни. На сколько у нас это получилось судить вам.

Мы живем в тот период, который характеризуется неустойчивостью, вызванной распадом одного из важнейших мировых полюсов, центров влияния – Советского Союза. Распадом необоснованным, внезапным и во многом связанным с применением привнесенных методов его раскола. Сегодня на нашем необъятном российском пространстве мировые игроки, прежде всего более зрелый и сильный Запад действует с прицелом на то, чтобы, разрушив его, обрести новое влияние и пополнить силы. Как в биологической природе, нужно что-то съесть чтобы пополнить свои силы и идти дальше.

Некоторые страны смотрят на Россию, которая владеет 38% природных ресурсов, обладает большими территориями и перспективой развития и у них «текут слюни».

При этом высказываю не свои собственные суждения, а ссылаюсь на анализ ЦРУ и Пентагона, и их агентства, такие как RAND Corporation, Stratfor и другие американские «мозговые центры», которые, как говорится, сложили вполне конкретные планы действий.

RAND Corporation в этом году опубликовал серию рекомендаций о том, как измотать и истощить Россию, в общем-то ведя ее к разрушению, расколу, разрушению на части. Аналогичная концепция опубликована Stratfor, стратегический пентагоновский центр. Это было исследование, посвященное стратегии борьбы с Россией, и обеспечению безопасности США при ее распаде.

В этих материалах конкретно сформулированы цели и стратегия, касающаяся ведения России к распаду и обеспечения в таких условиях безопасности США и всей Западной группировки государств.

Работая на крымском направлении, могу точно сказать, что «Крымская весна» – это некий переломный момент во всей геополитике и геостратегии, означающий крах линии Запада на дальнейшее разделение России, когда наконец Россия смогла собрать силы и сказать, что будет бороться за свои стратегические интересы и силы на это у нее есть.

Стратегические интересы – это конечно и сохранение единого цивилизационного пространства, прежде всего я имею в виду Украину, которую с точки зрения обработки общественного сознания Западу удалось на данном этапе, резко перетащить на свою сторону. Это конечно, не окончательно, но такой процесс «перештамповки политического сознания» мы сейчас все наблюдаем. Хотя в последнее время начинается отрезвление от первоначальной эйфории или надежды на то, что переход Украины в Западный мир обеспечит ей благополучие и процветание.

Украине уготована совсем другая роль, роль некого подсобного инструментария, с помощью которого просто заполняют ниши для удешевления производства товаров и услуг для Запада и не более того, а также хищнически используют природные и иные ресурсы данного государства.

Крым, явившийся точкой геополитического разлома, показал, что нам нельзя оставлять какие-то недоработанные, незавершенные в нашей политике элементы.

В этом плане, на мой взгляд, имеют место определенные ошибки, которые были сделаны на украинском направлении, в том числе в 2014 году. Я высказываю свою точку зрения, исходя из собственного анализа источников и материалов, которые изучал.

Первая ошибка, как представляется, состоит в том, что мы не подписали документ о гарантиях Президенту В.Ф.Януковичу при урегулировании политического кризиса на Украине.  Вы помните, что гарантами выступили Франция, Германия и Польша, которые тут же исчезли с политической сцены, как только последовал акт государственного переворота и захвата власти в Киеве. Мы же, не подписав договор о гарантиях, лишили себя права законным способом предотвратить переворот.

В случае подписания этого соглашения с Януковичем, Россия имела бы право осуществлять меры, как гарант по стабилизации обстановки на всей территории Украины, не допустить войну и обеспечить работу президента, по меньшей мере, на Востоке Украины, предотвратить то, что происходило вокруг вмешательства в дела Украины и действий Запада в отношении этого государства.

Вторая ошибка – это непризнание сразу объявлявшихся тогда многочисленных на территории Украины республик. Их было 7 или 8. Если бы мы их признали все сразу, как Абхазию и Южную Осетию, заключили договоры об их безопасности, то потом бы запад и восток Украины вели самостоятельные переговоры о воссоединении в конфедеративном или федеративном варианте. Но мы этого тоже не сделали. 

С Крымом было все понятно. У крымчан была отработанная в 1991 году технология объявления своей независимости. Да и по Конституции СССР 1990 года Автономные Республики в составе Союзных Республик, при выходе Союзной Республики из состава СССР, имели право объявить о своем выходе из состава этой Союзной Республики.

24 августа 1991 года Украина приняла Акт о Независимости, который начинался словами «Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом… провозглашает независимость Украины».

То же самое сделал Крым 11 сентября 1991 года. Но это решение было проигнорировано и в России, и за рубежом. Советское руководство было занято своими вопросами, поэтому ничего из этого не получилось.

Если бы в 2014 году мы поддержали провозглашенные на территории Украины республики, войны на Донбассе не было бы, так как западные области не имели сил, чтобы воевать против Востока. В связи с переворотом в Киеве и угрозой для русскоязычного населения Украины нам надо было защищать своих соотечественников, тех кто сказал: «Мы не хотим быть с нацистской или националистической Украиной!». Защищать хотя бы в виде признания, что отвечало бы нашему Закону о поддержке и защите прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Я выражаю свою точку зрения, с ней можно не соглашаться, но мне кажется, что тогда была бы другая политическая конфигурация в мире. Не было бы ни санкций, ни братоубийственной войны, ни жёсткой конфронтации России с Западом. Не возникло бы положения, при котором юго-восток Украины стал «заложником» бандеровцев.

Люди там страдают от войны и 6 лет ждут какого-то решения по вопросу признания и нормализации их жизни. Мы должны учитывать, что они «наказаны» за верность нашему единству и сопротивление нацизму, бандеровщине, за приверженность нашим общим ценностям.

Все ждали смены власти на Украине, сейчас эта смена произошла, но стратегическое направление и мышление руководства пока не поменялось. Мы конечно всё ещё сохраняем какие-то надежды на улучшение взаимоотношений, но на мой взгляд они не слишком велики и их становится всё меньше. 

Россия – это цивилизационный стержень. Она защищает, интегрирует и сохраняет связавшие с ней свою судьбу народы, с их историей, языками, культурой. Это все уже говорилось неоднократно. Россия дает им перспективу развития за счет природных, человеческих и других ресурсов, которыми обладает наше государство. При этом в мире хорошо понимают, что наше пространство – это территория будущего развития человечества.

В этих условиях, следует отметить то, как ведут себя наши ближайшие союзники - члены ОДКБ, ЕАЭС, СНГ. К нам приезжают сотни иностранных делегаций в год, в том числе из стран Европы, Америки, Азии и Африки. Развитие туризма в Крыму сейчас на подъеме, к нам едут китайские туристы. А если говорить об украинских туристах, то за последние 6 лет полуостров посетили более 6 млн украинцев, а это уже почти половина населения Украины, если говорить о взрослых людях, не считая маленьких детей и стариков. Это доказывает, что они не считают воссоединение Крыма с Россией чем-то враждебным по отношению к Украине, как это стараются преподнести украинские власти, требующие возврата полуострова.

Отмечу при этом, что из стран ОДКБ и Евразийского Союза официальные и даже общественные делегации почти не приезжают.

Коснусь и ещё одной проблемы. Если взять европейскую часть бывшего СССР, без Прибалтики, где расположены 4 государства я имею в виду Молдавию, Украину, Беларусь и Грузию, то мы увидим, что на территории этих 4 государств, в результате конфликтов возникло еще 5 непризнанных или частично признанных государственных образований (Заметьте, их больше, чем признанных!). Кстати, их представители часто, в отличие от признанных, посещают Крым на самом высоком уровне, активно сотрудничают с нашей республикой во многих областях. Они говорят: «Нам впору создавать свой СННГ Союз Независимых Непризнанных Государств, ведь нас больше, чем признанных». На мой взгляд, ни полюс силы, ни центр влияния, если говорить о многополярности или полицентричности, в такой ситуации, когда непризнанных, верных этому центру, больше чем признанных, дискредитирует свою центральную, цивилизационную роль, не выполняет свою функцию полюса притяжения.

Это, конечно, моя личная точка зрения, как аналитика. Я здесь выступаю не как крымский вице-премьер, а как эксперт и учёный.

Подводя итоги, отмечу, что эта история настраивает нас на один вывод. И я закончу тем, с чего начал, а именно тем, что мы должны серьезно думать, что делать с нашей страной как стержневой в целой цивилизации (я имею в виду признанную всеми историческую цивилизацию, называемую восточно-христианской или славяно-православной, теперь её можно назвать и евразийской)? Как быть с окружающим ее пространством, составлявшим живую ткань этой цивилизации? Ведь в нынешней ситуации колоссальной нестабильности есть лишь два вектора нашего развития. Либо страна будет сползать в сторону полной утраты своего влияния над всем этим пространством, потери нашей притягательной силы, либо мы должны быть готовы сконцентрироваться и мобилизовать свои внутренние силы и ресурсы, чтобы выстоять перед колоссальными геополитическими вызовами.